Немецкие «бурлаки в смокингах»

Полное обновление линейки коммерческой техники уровня Евро-6 Mercedes-Benz завершил по-королевски, выведя на рынок самые мощные модели тяжелых тягачей Actros SLT и Arocs SLT.

Сделаны они не на партнерском предприятии Titan, а на собственной производственной базе. Престижную технику для транспортировки сверхтяжелых негабаритных грузов теперь выпускают два завода: в немецком Вёрте и французском Мольсхайме.

Старый знакомый на новый лад

Флагман с приставкой SLT на рынке тяжеловозов не новичок. На его счету сотни успешных операций по транспортировке промышленных генераторов, турбин электростанций, лопастей ветряных установок, опор высоковольтных линий, крыльев и фюзеляжей аэробусов, паровозов, подводных лодок и особо ценных исторических экспонатов. В 2008 г. такой грузовик был задействован в перевозке советского космического челнока «Буран» в политехнический музей Speyer.

Каждое поколение Actros, начиная с основоположника серии образца 1996 года, имело подобное исполнение. Но теперь их два: на базе магистрального Actros с пневматической подвеской и строительного Arocs Grounder на рессорах. Такое разделение призвано удовлетворить не универсальные, а эксклюзивные, даже самые взыскательные запросы. Несмотря на недавнюю мировую премьеру, это не просто техника из рекламных проспектов. На счету последних немецких «бурлаков в смокингах» транспортные марш-броски в Германии и Швейцарии: доставка железнодорожного локомотива, негабаритных ступичных подшипников, контейнера по сжижению природного газа и другие.

Стоимость одного «супертяжа» в три-четыре раза выше стоимости магистрального тягача, но заказчиков это не пугает: затраты отбиваются очень быстро, а другие грузовики справиться с подобными задачами не в состоянии. Между тем, одиночный «бурлак» способен везти 250 т груза, а сцепка из трех таких машин – до 750 т! В год таких силачей делают не больше 100 штук, а спрос на них постоянно растет. В той же Баварии отмечено утроение объемов доставки тяжелых грузов, что в первую очередь связано с увеличением строительства ветряных мельниц. Растет число заказов и в других промышленных районах Европы.

Разработку SLT-2014 начали через пару лет после кризиса 2008-го. Ее поручили подразделению CTT (Custom Tailored Trucks) на заводе Мольсхайм во Франции, что в 100 км от производственных мощностей Mercedes-Benz в Вёрте. Предприятие было основано в 1967 году импортером легковых «мерседесов» компанией Royal Elysees, а СТТ образовано лишь в 2000-м. На площади 500 тыс. м2 под крышей находится 20 тыс. м2 помещений, где расположены 65 рабочих участков, 500 пресс-форм, 700 сварочных приспособлений, две покрасочные камеры и склад.

Из 600 сотрудников переоборудованием серийных грузовиков в SLT занято 220 сотрудников и 70 инженеров. Техника попадает в их руки, если доводка на заводе в Вёрте занимает больше 15 часов. Специалисты подгоняют рамы для монтажа навесного оборудования, формируют надстройку за кабиной, встраивают управляемые поддерживающие оси, закрепляют отжимную плиту и выполняют другие пожелания заказчика. По словам директора завода Клауса Фишингера, коллектив работает под девизом «невозможное возможно». За прошедшие годы здесь изготовлены тысячи единиц техники для 140 стран мира, включая Россию и Китай.

Эверест технической мысли

В конструкции Mercedes-Benz SLT много «последнего слова техники». Например, дополнительная турбина, установленная после турбонагнетателя. Она использует энергию отработавших газов и обеспечивает хороший отклик двигателя на подачу газа даже при низких оборотах. У SLT двухступенчатый декомпрессионный моторный тормоз High Performance Engine Brake мощностью до 475 кВт плюс первичный ретардер тормозной мощностью 350 кВт. Суммарный потенциал так велик, что для защиты трансмиссии его урезонили значением 720 кВт.

Передачу тягового усилия выполняет КПП Mercedes-Benz G280-16 PowerShift, единственная автоматизированная коробка с 16 передачами на подобных тягачах. Передаточные числа от 11,7 на первой до 0,69 на высшей передаче обеспечивают хорошую динамику, а электроника переключает передачи на 20% быстрее, чем раньше. Трансмиссия распознает режим принудительного холостого хода на спусках и удерживает включенную передачу для торможения двигателем. В PowerShift 3 есть и ползучая передача для маневрирования. Выйти из этого режима можно, утопив педаль акселератора в пол. В распоряжении водителя положение «Standard» для движения без груза или с легким грузом, «Manuell» для ручного управления и «Power» для переключения на повышенных оборотах. Изюминкой является режим «Heavy», при котором происходит ускоренная смена передач.

Сцепление на SLT-2014 легче, чем на прежнем SLT. Одновременно оно служит ретардером. Сидящий за рулем может адаптировать передачу крутящего момента и мощность под дорожные условия. Скажем, на подъеме с включенной передачей переднего хода автопоезд может медленно скатываться назад. Интенсивность скатывания дозируется педалью акселератора, без расхода сжатого воздуха. В нужный момент SLT способен быстро начать движение вперед: всего-то и надо – газануть.

В новом SLT раздельные гидравлические тягача и полуприцепа. Это предотвращает попадание загрязненного масла полуприцепа в контур тягача. Технически допустимая нагрузка на каждую ось достигает 16 т. Стандартное передаточное отношение составляет i = 5,333. При использовании прочных шин размера 315/80 R22,5 на ведущих осях частота вращения двигателя равна 1490 об/мин при скорости 80 км/ч. Благодаря этому SLT рассчитан на высокое тяговое усилие. Дополнительные передаточные отношения редукторов в диапазоне от 4,833 до 6,0 обеспечивают точную адаптацию SLT под желания заказчика и сферы использования.

У SLT 8×8 новое электрогидравлическое рулевое управление Servotwin с переменным усилием. Оно нарастает по мере увеличения скорости. Есть и функция активного возврата руля, что избавляет водителя от необходимости дополнительного подруливания.

Перемены, перемены…

У нового SLT много отличий от предшественника, причем не только в экстерьере. В моторном отсеке вы не увидите двигатель V8 – теперь здесь рядная «шестерка». На смену гидравлическому пришел водяной ретардер. При разгоне сухое сцепление Voith теперь открыто, и набор скорости не сопровождается повышенным износом. У сцепления собственный контур охлаждения на 11 л масла. Это продлевает срок службы деталей и повышает степень их надежности.

Раньше раму из 26-тонной версии переделывали в 33-тонную, а сейчас усиленная версия поставляется прямо с конвейера. Для режима Pusher спереди интегрировано сцепление, радиус поворота можно снизить на 10 см. Длинная высокая кабина на SLT была еще на Actros третьего поколения. Уже тогда ставили MegaSpace – водителей раздражал маленький объем. Теперь в Actros IV используется кабина GigaSpace с внутренней высотой 2,13 м – ее объем на 900 л больше. На Arocs SLT применяется кабина с расстоянием от пола до потолка в 1,99 м.

Раньше воздух для охлаждения втягивали за кабиной, но он был подогрет работающим мотором. Теперь забор воздуха осуществляется с правой стороны. До настоящего времени было два автономных контура охлаждения, а теперь один. Существенное отличие тягачей двух поколений – стальная плита. Прежде автомобиль тянул 250 т только через седло, а теперь может и через прицепное устройство. Львиную долю «навески» переместили в башню за кабиной. Теперь там крепят ресиверы, 900-литровый топливный бак, 135-литровый резервуар для гидравлической жидкости, 30-литровую емкость для вспомогательного оборудования.

У SLT есть и общее с другой техникой Mercedes-Benz. Так, радиатор и вентилятор являются компонентами автобусов, а жидкостный насос и расширительный бачок пришли из производства грузовиков. Это снижает количество требуемых специальных запчастей и упрощает создание складских запасов. Пустячок? Да нет, рачительный подход.

Калейдоскоп модификаций

Предыдущий SLT был построен на платформе флагмана третьего поколения, а новый – одновременно на платформе двух моделей. Топовый Actros SLT выпускают с пневматической подвеской, магистральной кабиной GigaSpace или BigSpace габаритной шириной 2500 мм. Вторая версия построена на платформе Arocs Grounder с рессорной подвеской и кабиной BigSpace шириной 2500 мм или StreamSpace шириной 2300 мм.

Трехосный Actros SLT (6х4) доступен с колесной базой 3400 или 4000 мм, а четырехосный (8х4) поставляют с расстоянием между осями 4000 мм. У Arocs SLT с подвеской на параболических рессорах диапазон заводских вариантов больше: 3300 или 3900 мм для 6×4; 3900 мм для 8×4 и 6×6, 4200 мм для 8×6 и 4850 мм для 8×8. SLT с полным приводом (6×6, 8×6 и 8×8) предназначены, в основном, для экспортных рынков. Производитель планирует выпускать модели в соотношении 2/3 от объема Actros SLT и 1/3 – Arocs SLT. При этом 20% займут версии с полным приводом.

В зависимости от комплектации ширина рамы составляет 834 мм с толщиной лонжеронов 8 мм у Actros SLT или 744 мм с толщиной лонжеронов 9 мм у Arocs SLT. К ним добавляют специально разработанные усилители. Лонжероны не сварные: для экстремальных нагрузок их делают из мелкозернистой стали холодной вытяжки. Слева предусмотрен бак мочевины на 75 л у Actros SLT и на 60 л у Arocs SLT. АКБ и система выпуска отработавших газов скомпонованы друг над другом, а это экономия места. Между седлом и надстройкой за кабиной есть помост с противоскользящей поверхностью и выдвижной алюминиевой лестницей.

Самый мощный в линейке немецкого производителя 6-цилиндровый рядный двигатель Mercedes-Benz OM473 рабочим объемом 15,6 л. Он развивает 625 л.с. и создает пик крутящего момента в 3000 Нм при 1100 об/мин. Для SLT доступны и моторы с характеристиками 517 л.с./2600 Нм и 578 л.с./ 2800 Нм. При 1600 об/мин двигатель характеризуется хорошей тягой и во всех исполнениях уже при оборотах чуть выше холостых он создает крутящий момент в 2500 Нм.

Картер отлит из особого сплава и за счет ребер обладает повышенной степенью жесткости. Монолитные поршни из стали, шатуны армированы. Оптимальное охлаждение обеспечивают мокрые гильзы. Монолитная головка блока цилиндров рассчитана на давление воспламенения свыше 200 бар. Компактная и жесткая зубчатая передача на стороне отбора мощности приводит в действие два верхних сборных распредвала. Как в других двигателях компании, за впрыск топлива отвечает Common-Rail с усилителем давления X-Pulse. Максимальное давление в общей топливной рампе на уровне 900 бар в отдельных форсунках усиливается до 2100 бар. Но это произведение инженерной мысли носит не одну, а несколько маркировок: в нем есть компоненты, произведенные в Германии, Великобритании, Тунисе, Турции, США, ЮАР и Японии. Срок службы мотора увеличен на 20%.

Основу производственной программы SLT составляют четырехосные тягачи с полной массой до 41 т. Нагрузка на отдельную ось от бампера к хвостовой части рамы распределяется так: 9 т, 8 т и дважды по 13 т. Для экспортных рынков возможны более высокие значения полной массы тягача, скажем, 48 т для Arocs 8×8.

Перевозчик, которому достаточно 120 т полной массы и кто передвигается преимущественно по ровной местности, может получить тягач Semi-SLT без сцепления с турбо-ретардером и без дополнительной системы охлаждения. В рамках индивидуальных допусков также возможна полная масса в 150 т. Для движения в составе автопоезда новый SLT могут оснащать передними и задними сцепными кронштейнами. В этом случае используют ТСУ фирмы Rockinger. Есть и SLT с балластной платформой.

Ода функциональности и комфорту

Экстерьер SLT никогда прежде не был таким брутальным и одновременно элегантным, как сейчас. При любой кабине автомобиль смотрится солидно. И внутри он не обманывает ожиданий. Рабочее место и жилая зона в Actros SLT отделены, комфорт повышает концепция SoloStar с креслом для отдыха на стороне пассажира. В интерьере Arocs SLT много пластика, который легко держать в чистоте. В обоих случаях эргономика мерседесовская: кокпит с легко читаемыми приборами и цветным дисплеем построен вокруг водителя. Элементы управления и ниши в непосредственной близости. Кнопочный руль почти легковой. Подрессоренное кресло подкупает большой подушкой и спинкой с регулировкой плечевой зоны. На заказ ставят кондиционируемое сиденье с функцией массажа.

Ширина спального места составляет 740 мм, длина – до 2200 мм. Можно заказать полноценную кровать на верхнем ярусе. Под спальной полкой сделаны багажные отсеки объемом до 558 л. Доступ к ним открыт через лючки слева и справа. В центральной части «сундука» под кроватью опционально ставят мини-холодильник. Объемные боксы с замками над ветровым стеклом вмещают до 332 л багажа. В общем, грех жаловаться.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий