Развозная рать

Весенняя презентация новых моделей коммерческого транспорта для развозных перевозок «Distribute & Collect 2014» в окрестностях Франкфурта-на-Майне включала тест-драйв Mercedes-Benz Atego, Antos и Econic. Со временем они будут доступны для российских перевозчиков, и это повышает к ним интерес.

Atego, спец по любым грузам

В рамках «Distribute & Collect» Mercedes-Benz представил три серии грузовиков, перекрывающих все ниши диспетчеризованного сообщения. Ключевым игроком среднего сегмента считается MB Atego полной массой 6,5-16 т. В новейшем поколении он может быть и представителем тяжелого класса, например, как тягач в составе автопоезда.

В нем прослеживаются гены тяжелых грузовиков немецкого производителя, как в экстерьере, так и в интерьере. Пример – уменьшающие загрязнение боковых окон угловые дефлекторы и широкая ступенька в бампере как опора при чистке ветрового стекла. В стандартное оснащение для рынка Германии включена автоматизированная коробка передач Mercedes-Benz PowerShift 3 с управлением на рулевой колонке. При мощности до 238 л.с. она имеет шесть передач, в более сильных моторах – восемь. На всех КПП есть четыре программы движения: Economy, Power, OffRoad или Fire-Service. Серийно доступна функция EcoRoll. Есть и полный «автомат» с гидротрансформатором Allison для специальных областей применения.

Даже в версии с ручной КПП рычаг переключения аналогично джойстику расположен на панели приборов рядом с рулевой колонкой. Механические коробки ставят с шестью или восемью передачами. Новая 9-ступенчатая КПП ZF 9S-1115 с короткой понижающей передачей создана для коммунальной сферы. Удобству работы водителя способствуют кресло с интегрированным подголовником и откидными подлокотниками, многофункциональное рулевое колесо с круиз-контролем, эргономичные органы управления и аналоговые приборы с белой подсветкой.

На выбор есть кабина S ClassicSpace в обычном и удлиненном варианте, L ClassicSpace и L BigSpace, все шириной по 2,30 м. Сдвоенная кабина с числом мест 5+1 рассчитана на спасателей, пожарных, и в развозных операциях не используется. Подобно сериям Actros и Antos, для «дальнобойных» Atego разработана кровать с матрацем из семи зон жесткости. В качестве опции доступна верхняя полка со встроенным уровнем и нивелирующей крен системой.

Под кабиной расположен заново спроектированный двигатель Евро-6: 4-цилиндровый ОМ 934 объемом 5,1 л или 6-цилиндровый ОМ 936 объемом 7,7 л. Доступный диапазон мощности – от 156 до 299 л.с. Даже самый маленький мотор собран по модульному принципу и обладает большим количеством одинаковых деталей с двигателями большего объема. В этом списке – сборные распредвалы с термоусаженными кулачками, кованые шатуны с резьбовым разъемом и жесткий коленвал. Конструктивные особенности: два верхних распредвала, четыре клапана на цилиндр, головка блока цилиндров поперечного потока, электромагнитные форсунки и регулируемый распредвал выпускных клапанов VCP – впервые на серийных дизельных двигателях.

Самое время посмотреть, как технический прогресс работает в реальных условиях эксплуатации. Тестируемые автомобили загружены на 3/4 от полной массы, но в действительности развозные машины не всегда забиты под завязку. Первая проба руля касается машин с двигателем ОМ934. У него четыре градации мощности: 156, 177, 211 и 231 л.с. Пик крутящего момента находится в пределах 650-900 Нм при 1200 об/мин.

Выбираю версию с отдачей 177 л.с. На равнинных участках его потенциала достаточно, но при подъеме в гору уже маловато – автомобиль быстро теряет скорость и требует перехода на более низкую ступень КПП. Перебирать передачи приходится и в крутых поворотах. Разгон с таким мотором не самый прыткий. Зато 231-сильная версия дарит больше положительных эмоций: обгоны выполняются быстрее и при подъеме по серпантину силовой агрегат ежесекундно не чахнет.

Совсем другое дело – 6-цилиндровый рядный ОМ936 объемом 7,7 л с тремя настройками мощности: 238, 272 и 299 л.с. и максимальным крутящим моментом 1000-1200 Нм. Он как будто специально создан для быстрого прохождения маршрута и легко справляется со сложным рельефом местности. Явные плюсы – чувство уверенности за рулем, хорошая динамика, умеренный расход топлива. Пожалуй, такие машины будут брать не только те, кому предстоят перевозки в холмистой местности.

Из-за двигателя Евро-6 конструкторам пришлось бороться с лишним весом. Для компенсации избыточного «жирка» предлагается 80-литровый топливный бак вместо 120-литрового, однолистовые параболические рессоры на задней оси, оптимизированные по весу боковые противоподкатные балки (для машин массой до 10,5 т) и алюминиевые диски.

Моторный тормоз вполне эффективен. На 6-цилиндровых версиях его мощность равна 145 или 170 кВт. При этом рядные мерседесовские «шестерки» серийно развивают 235 кВт тормозной мощности, а в топ-исполнении – 300 кВт. На спусках это устройство разгружает рабочие тормоза, уберегая их от износа и перегрева. С завода предлагается не подверженный износу ретардер на постоянных магнитах с моментом в 650 Нм. На тестовых участках при спуске с горы Большой Фельдберг эффективность устройств замедления оказалась настолько высока, что к подножию я двигался, не нажимая педаль тормоза.

Создатели Atego явно переусердствовали с диаметром рулевого колеса – он чересчур большой. Но крутить «баранку» не сложнее сложного: хват оптимальный, и помощь оказывает гидроусилитель. Точность езды в заданном направлении гарантирует рулевой механизм типа винт-шариковая гайка. Измененная настройка передней оси сделала прохождение поворотов более стабильным, а модернизированный стабилизатор задней оси улучшил устойчивость при подруливании и быстрой смене полосы движения. Крены стали меньше: теперь применяется не трех-, а четырехточечная подвеска кабины. Более жесткое крепление уменьшило и продольную раскачку при разгоне, торможении и проезде через неровности.

Atego 4х4 остался за рамками тест-драйва, но известно, что он доступен как с постоянным, так и с подключаемым полным приводом. Распределение усилий между осями осуществляет облегченная раздаточная коробка с алюминиевым картером. Новый Atego привлекателен также наличием 15 вариантов колесной базы, от 3020 до 6260 мм и улучшенными показателями. Он сжигает до 5% меньше топлива, чем его предшественники. Расход AdBlue составляет до 2,0-2,5% от потребления ДТ, что наполовину меньше прежнего. Наполовину сократился расход масла. Срок службы моторов вырос на 25%. При использовании на межрегиональных перевозках интервал ТО достигает 120 тыс. км, что на 20 тыс. км больше, чем у старых моделей.

Antos: один за всех

В линейке Antos представлены одиночные автомобили полной массой 18/19 т и 26 т, а также седельные тягачи в составе автопоезда массой до 40 т. Для перевозки на небольшие расстояния существуют исполнения Loader с оптимизированным весом для обеспечения максимальной грузоподъемности и Volumer с пониженной высотой седла для большего объема.

Предусмотрены три разновидности кабины: ClassicSpace в коротком (S) и среднем (М) исполнении, плюс версия средней длины с супернизкой крышей CompactSpace для эвакуаторов и автомобилей с холодильным агрегатом на изотермическом фургоне. Туннель двигателя высотой 170 или 320 мм. Кабину средней длины на заказ оснащают откидным спальным местом размерами 2000×600 мм.

Машина адаптирована для перевозки тяжелых грузов в межрегиональном сообщении, о чем говорят кокпит премиум-класса с множеством отсеков для хранения вещей, широкий диапазон перемещений кресла и рулевого колеса. Правое наружное зеркало на заказ делают регулируемым: нажатием кнопки его можно повернуть примерно на 10º наружу и тем самым расширить контролируемую зону.

Четыре рядных 6-цилиндровых двигателя BlueEfficiency Power уровня Евро-6 с рабочим объемом 7,7, 10,7 и 12,8 л имеют 16 вариантов мощности от 238 до 510 л.с. Независимо от мощности, все силовые агрегаты характеризуются живым откликом на нажатие педали акселератора и умеренным потреблением топлива.

Моторы ОМ 936 объемом 7,7 л мощностью 238 и 354 л.с. с пиком крутящего момента 1000 и 1400 Нм созданы для одиночного грузовика и тягача в составе легкого автопоезда. Двигатели ОМ 470 объемом 10,7 л перекрывают диапазон мощности 326-428 л.с. с пиком крутящего момента 1700-2100 Нм. Их «клиенты» – одиночные грузовики и тягачи в сцепках массой до 40 т. Двигатели ОМ 471 объемом 12,8 л с потенциалом в 421-510 л.с. и крутящим моментом 2100-2500 Нм созданы для наиболее сложных условий доставки. На вершине силовых агрегатов для Antos находится 15,6-литровый ОМ 473 мощностью 625 л.с., развивающий максимальный крутящий момент в 3000 Нм.

Все модификации Antos в серийной комплектации оснащают 8- или 12-ступенчатой автоматизированной коробкой Mercedes PowerShift 3. В качестве опции предлагается вариант на 16 передач. Для моторов ОМ 470 и ОМ 471 предлагается «прогнозирующий» круиз-контроль PPC (Predictive Powertrain Control), согласующий скорость и время переключения с топографией местности. Подобные системы уже используют на тяжелых грузовиках Volvo FH, Scania R и других моделях тяжелых серий. В течение года РРС станет доступен и для других двигателей.

Antos не только хорошо управляется, но и послушно замедляется. Во многом это заслуга дисковых тормозов. В арсенале есть и мощный моторный тормоз. На борту предусмотрена серийная электронная программа курсовой устойчивости, а в качестве опции можно выбрать дистроник с функцией Stop&Go, систему поддержания полосы движения, ассистент привлечения внимания водителя и блок активного торможения Active Brake Assist 3.

Многообразие Antos формируют двух- и трехосные седельные тягачи с четырьмя вариантами колесной базы, двухосные шасси с 11 вариантами расстояния между осями, трехосные варианты с передней или задней поддерживающей осью и с задней поддерживающей осью на сдвоенных шинах.

Econic с генами флагмана

Тем, кому требуется низкая рама и кабина с невысоким входом, рекомендую обратить внимание на MB Econic, выпущенный в 15-ю годовщину модели. В его конструкции используются рама и компоненты шасси Actros IV. Автомобиль выпускают в двух-, трех- и четырехосном одиночном исполнении с допустимой полной массой 18/19, 26 или 32 т. Рядный 6-цилиндровый двигатель доступен не только в дизельном, но и в газовом исполнении. Коробка передач – «автомат» с гидротрансформатором новейшего поколения. Пневматическая подвеска в серии.

Econic считается специалистом в области утилизации и особых задач сбора и развозки грузов. По сравнению с предшественником он стал мощнее и экономичнее, получил обновленную кабину, новые двигатели и раму. Основная область применения этого труженика – вывоз твердых бытовых отходов. Но наряду с одиночным автомобилем с мусоровозной надстройкой выпускают машины с кунгом и седельные тягачи.

Автомобиль получил новые фары, дневные ходовые огни, выразительную решетку радиатора. Козыри кабины с прежним каркасом остались не утраченными: панорамное остекление, низкий вход, удобный проход с одного борта на другой, выключатель автобусной двери. Руль стал многофункциональным, с кнопочным управлением. На переработанном кокпите расположены новые приборы. Управление автоматической КПП кнопочное. Новой в коробке является программа ЕСО. По периметру много полок и дополнительных отсеков для хранения. Шумовая и температурная изоляция рабочего места улучшены.

Базовым для Econic является рядный 6-цилиндровый двигатель ОМ 936 объемом 7,7 л в двух вариантах мощности и крутящего момента: 299 л.с./ 1200 Нм и 354 л.с./1400 Нм. Мотор работает в паре с автоматической 6-ступенчатой коробкой передач с гидротрансформатором. По сравнению с версией Евро-5 новый Econic потребляет топлива до 4% меньше, а расход AdBlue снижен почти на 40%. Специалисты отмечают увеличенные интервалы заезда на сервис, а также пониженные расходы на ремонт и обслуживание.

Econic доступен в двух-, трех- или четырехосном варианте с управляемой передней и/или задней поддерживающей осью, с колесной формулой 6х4 и в варианте седельного тягача 4х2. Все модификации идут с серийными пневмоподушками спереди и сзади. Пневмоподвеска, как рама, оси и рулевое управление точно такие же, как на Actros. Архитектура электроники, трансмиссия и органы управления также взяты от других грузовиков со звездой.

Автоматика помогает сидящему за рулем даже в таких мелочах, как закрывание двери со стороны пассажира при начале движения. Органы управления привычные, места в кабине достаточно для четверых, включая водителя. Непривычна только низкая посадка и увеличенный передний свес. Короткая версия Econic 1830 (4х2) в маневрировании оптимальна, и к габаритам машины привыкаешь быстро. Облегчает работу коробка-автомат в положении «D». Двигатель стабильно держит стрелку тахометра в зеленой зоне, позволяя ей заходить в желтый сектор только при интенсивном разгоне. Частые остановки и возобновление движения для «автомата» все равно, что семечки. В целом впечатление о машине хорошее. Жаль только, что в силу дороговизны и двигателя Евро-6 такая техника в России появится не скоро.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий