Самосвалы повышенной проходимости

Scania провела первый в России тест-драйв строительной техники.

Какие характеристики учитывают в первую очередь, выбирая грузовой автомобиль? Конечно, стремятся подобрать идеальное соотношение грузоподъёмности и вместимости с одной стороны, и расхода топлива и прочих эксплуатационных расходов – с другой.

Но что если половина пробега, а то и больше, приходится на территорию стройплощадки, карьера, или просто на участки, которые можно назвать дорогами лишь условно? Тут на первый план выходят совсем другие критерии. Возможности легко проскочить участок мягкого грунта, выбраться из глубокой колеи, а при необходимости и взять машину с полной загрузкой на буксир становятся не менее важными, чем объём кузова. Ведь без них машина просто не выполнит свою основную задачу.

Именно на этом аспекте сосредоточили внимание организаторы тест-драйва строительной техники компании Scania, прошедшего в конце июня на территории Дмитровского автополигона испытательного центра НАМИ в Подмосковье.

Scania от Калининграда до Сибири

В этом году Scania отмечает двадцатилетие своего присутствия в России и пятнадцатилетие начала работы официального дистрибьютора фирмы в нашей стране. За эти годы открыт завод «Скания-Питер», появилось более 50 дилерских и сервисных станций по всей стране, от Калининграда до Западной Сибири, и их список постоянно пополняется. А начиная с прошлого года фирма представила систему обучения водителей.

Однако тест-драйв своих новых строительных автомобилей Scania провела в России впервые. На него были представлены грузовики повышенной проходимости, разработанные для эксплуатации в трудных условиях.

Трёх- и четырёхосные

На тест было представлено 12 автомобилей повышенной проходимости колёсных формул 6х4, 8х4 и 6х6.

Выбирая между трёхосной и четырёхосной моделью,  в первую очередь, конечно, приходится принимать в расчёт то, какова потребность в количествах перевозимого груза. Например, на самосвал Scania P400 CB6x4EHZ Off-road, представленный на тест, был установлен кузов объёмом 16 куб. м, грузоподъёмность этой машины – 24 т. На самосвале Scania P400 CB8x4EHZ Off-road стоял уже кузов на 20 куб. м, грузоподъёмность – 33 т. Кстати, в обоих кузовах предусмотрен обогрев выхлопными газами. Для кого-то существенным показателем может оказаться реальная нагрузка на ось, в том числе и при неполной загрузке машины. Конечно, приходится учитывать и цену: если самосвал 6х4 стоит у дилеров порядка пяти с половиной млн. руб., то машина 8х4 обойдётся минимум на 335 тысяч дороже.

Что касается самосвалов Scania с колёсной формулой 6х6, одна российская компания использовала такие машины для отсыпки горнолыжного склона: чтобы разгрузиться, они двигались по мягкому грунту задним ходом вверх по склону. Все блокировки – и межосевые, и межколёсные – приходилось практически постоянно держать включёнными.

Здесь всё понятно: если грузовик предстоит эксплуатировать «в режиме бульдозера», без полноприводной машины не обойтись. А как быть, если значительная часть пути проходит по асфальту? Одним движением руки автомобиль 6х6 превращается в «недоприводный»: отключается передний мост и все блокировки. Но всё равно при выборе автомобиля надо принимать в расчёт, что даже в этом режиме грузовик 6х6 не так легко идёт накатом, как 6х4 (просто в силу своей конструкции), а значит, потребляет больше топлива. По словам водителей дилерского центра Scania, участвовавших в тест-драйве в качестве инструкторов, если самосвалы 6х6 при нетяжёлых условиях работы берут до 50 литров топлива на сотню, то водителям машин 6х4 часто удаётся уложиться в 34 и даже в 32 литра. Но надо ещё учитывать, что эти данные взяты не из чистого эксперимента, а из практики разных фирм-клиентов Scania. А грузовики 6х6 в среднем все равно эксплуатируются в более трудных условиях – для этого их и покупают.

А вот другой пример для понимания того, в каких пределах находится расход топлива. Во время тест-драйвов на автополигоне самосвал 8х4 расходовал до 60 литров на сотню. Не так много, если учесть очень частые остановки, неровный режим движения, подъёмы до 10 %, участки, имитирующие горный серпантин, и тот факт, что в большинстве случаев за рулём находились не профессиональные водители грузовиков. Кстати, Scania предлагает программы обучения для водителей, помогающие снизить износ автомобиля и повысить экономичность. По заявлению компании, программа позволяет сократить затраты на топливо на 10% и более.

Другой путь к экономии – приобретение машины, оборудованной системой Scania Opticruise. Это не «автомат» в полном смысле, а «механика», но снабжённая пневмоэлектрическим переключением передач. Переключая их в самый подходящий момент, Opticruise уравнивает возможности начинающих и более опытных водителей.

Кабины и двигатели

Первая буква в индексе модели грузовиков Scania обозначает один из трёх тип кабины. На тест были представлены машины с кабинами серий P и G (кабины серии R – самые высокие, и в строительной технике обычно не применяются). Самая низкая кабина P имеет габаритную высоту 2,79 м (в исполнении с низкой крышей) от поверхности земли, ручки дверей расположены над самыми крыльями. Кабина G выше на 24 см по верхнему габариту. Соответственно, возвышение в середине кабины («тоннель») здесь приподнято над полом всего на 31 см, а не на 46 см, как в кабине Р.

Большинство машин оборудовано короткими «дневными» кабинами, но есть возможность установки удлиненных кабин с местом для отдыха.

Грузовики оборудованы новыми 13-литровыми двигателями – рядными 6-цилиндровыми, мощностью 400 и 440 л.с. (трёхзначное число в индексе моделей Scania – это мощность) и крутящим моментом соответственно 2100 и 2300 Нм.

У нового 13-литрового двигателя усовершенствован моторный (горный) тормоз, мощность которого увеличена с 250 (у старого 12-литрового двигателя) до 290 кВт, и настроена его обратная связь с электронным блоком управления двигателем. Улучшена система охлаждения – установлен новый насос и усиленный подшипник вентилятора. Наконец, сам по себе увеличенный размер цилиндров должен обеспечить больший запас прочности.

Пакет для плохих дорог

Предлагаемый опционально пакет Off-road включает значительные изменения по кабине, и небольшие по ходовой части и шасси. Мощный стальной бампер, выступая вперёд на 135 мм, хорошо защищает кабину. Вероятность повреждения фар головного света сведена к минимуму: они утоплены в углублениях, да ещё и закрыты решётками. Противотуманки интегрированы в бампер. Угол переднего въезда увеличен до 25 градусов, или даже до 27 (в зависимости от шин). Защита, начинающаяся прямо от переднего бампера – сплошная, во всю ширину машины, и поэтому прикрывает не только сам двигатель, но и радиатор, охладитель нагнетаемого воздуха, шланги, кабели – словом, всё, что расположено под кабиной.

В центре бампера – внушительная проушина сцепного устройства с толстым стержнем, легко извлекаемым движением одной руки. По заверениям производителей, устройство рассчитано на буксировку автомобиля полной массой до 35 т, то есть самосвал можно брать на буксир, не разгружая. Преимущества перед сцепным устройством автомобиля, не оборудованного пакетом Off-road, очевидны: там, чтобы добраться до сцепки, нужно откидывать переднюю решётку вперёд и вниз на 90 градусов. Зачастую водителям приходилось, открутив четыре болта, вовсе снимать эту решётку, чтобы не повредить её тросом или жёсткой сцепкой, особенно при буксировке на плохих дорогах.

Под погрузку становись!

Переход от теории к практике несказанно обрадовал гостей мероприятия. Отчасти потому, что температура воздуха на автополигоне в то утро достигала 32 градусов жары, а в кабинах работали кондиционеры.

Первым этапом тест-драйва для меня стала станция «Load» (погрузка). С места стоянки трогаемся на самосвале P400 6×4, в кузове которого около 8 т песка – для такой машины это рейс почти порожний. На протяжении пары километров, которые надо проехать до места разгрузки, пытаюсь при помощи инструктора разобраться в алгоритме переключения 12-ступенчатой коробки.

Первые три передачи, выбираемые обычным рычагом-«кочергой», вопросов не вызывают вообще: включаются легко, чётко, не глядя. Кстати, специалисты Scania рекомендуют в любых условиях трогаться исключительно с первой передачи, чтобы сберечь ресурс трансмиссии. Если только вы не трогаетесь в гору с полной нагрузкой, проехать на первой нужно лишь считанные метры. На пустом самосвале после неё можно сразу включать третью.

Передачи с четвертой по шестую становятся доступны после перевода рычажка демультипликатора в верхнее положение. Дальше в дело идёт делитель, флажок которого расположен на самом верху рычага переключения передач. Выбирая одно из двух его положений, из шести передач и получаем 12. Штука, безусловно, удобная: переключаем передачи, щёлкнув флажком и коротко выжав педаль сцепления, благодаря чему работать самим рычагом приходится реже. Вот только освоить всё это хозяйство за несколько минут невозможно: приходится следовать советам инструктора. Впрочем, чтобы довести работу с коробкой до полного автоматизма, понадобится от силы несколько дней – принцип управления интуитивно понятен.

К месту разгрузки сдаём задним ходом. Что не вызывает никаких трудностей: обзор в зеркала отличный, реакции на поворот руля предсказуемые. Начинается самая лёгкая и приятная часть работы. Рычажок управления кузовом самосвала находится слева от сиденья водителя чуть позади. Уже со второй-третьей попытки его удаётся найти не глядя – не поворачивая корпус и не выгибая шею, а просто протянув руку. Оттягиваем вверх предохранительное кольцо и переводим рычажок вверх и назад до упора. Держать не нужно: он фиксируется в этом положении, и начинается подъём кузова, который при помощи пневмоклапана остановится автоматически по достижении угла в 50 градусов.

По мере высыпания песка самосвал вздрагивает лишь незначительно. Жёсткости конструкции при поднятом кузове способствует специальный стабилизатор в виде складывающейся рамки. Стабилизатор прикреплён к кузову снизу в задней его части, и дополнительно связывает кузов и шасси.

Отъезжаем немного вперёд и опускаем кузов. Для этого тот же рычажок переводим вперёд и вниз до упора, и держим, пока кузов не опустится до конца. Судить об этом можно только по тому, что на приборной панели погаснет лампочка: никакого стука или сотрясения ощутить невозможно.

Сделав небольшой круг, становимся под погрузку, и, вернув немного песка обратно в кузов, едем на исходную позицию, где сядет за руль следующий участник тест-драйва. На обратном пути освоение мной коробки явно продвигается: на большей части маршрута удаётся поддерживать непринуждённый разговор с инструктором.

С 40 тоннами – по серпантину

Станция «Drive» предусматривала движение по дорогам с твёрдым покрытием, но с затяжными спусками и подъёмами (с уклоном до 10 %) и с участком, имитирующим горный серпантин – он включал череду довольно крутых поворотов, сочетающихся с перепадом высоты.

Для этого этапа я выбрал самый большой из предложенных грузовиков – тягач 6х4 с длинным полуприцепом, загруженным сорока тоннами песка. Сразу скажу: ощутить тяжесть прицепа за спиной не удалось. Мощности двигателя в сочетании с широким диапазоном коробки вполне хватает даже на подъёмах. Лишь на серпантине инструктору приходилось напоминать мне, что мы всё-таки едем не на легковом автомобиле, а на тяжёлом автопоезде, осаживать который перед крутым поворотом надо заблаговременно, да и траекторию самого поворота следует выбирать с запасом, учитывая наличие длинного «хвоста».

На станции «Drive» я опробовал ещё один грузовик – самосвал Scania G440 CB8x4EHZ, оснащённый двухпедальной системой Scania Opticruise и системой Scania Retarder.

Две педали и отсутствие рычага приводят поначалу в лёгкое недоумение: неужели всё так просто, нажал газ и поехал? Но это действительно так. С помощью подрулевого переключателя можно выбрать один из режимов: нормальный (максимальная экономия топлива), режим маневрирования (для управления на очень малых скоростях), режим бездорожья, режим повышенной мощности (даёт выигрыш во времени за счёт более быстрого преодоления подъёмов).

Нагнав два других грузовика, я без труда их обошёл: Opticruise позволяет ехать, уделяя всё внимание только самой дороге, совершенно не отвлекаясь на органы управления, что чрезвычайно важно для надёжного обгона.

Что касается системы Retarder, это гидравлический тормоз-замедлитель мощностью 500 кВт. С ним управление машиной на затяжных спусках также не вызывает трудностей даже у новичка.

Станция «Off Road»

Забравшись в кабину самосвала Scania G400 CB6x6EHZ Off-Road, я первым делом поинтересовался, как устроена система управления тяговым усилием. Оказалось, всё очень просто. Справа на панели установлен поворотный переключатель, формой и размерами напоминающий тот, которым включается свет фар. Он активирует все нужные устройства в определённой последовательности: щелчок – включена межосевая блокировка между задними мостами, ещё щелчок – подключен передний мост. В крайнем правом положении переключатель позволяет задействовать и все межколёсные блокировки: на слабонесущем грунте все шесть колёс будут крутиться одновременно.

Впрочем, на тест-драйве до этого не дошло. «Подвела» сухая погода: несмотря на наличие спусков и подъёмов крутизной до 6 % и колеи глубиной до 50 см, весь внедорожный участок преодолевался без каких-либо трудностей. Хотя коварные места тут всё же были. В одном из них очень глубокую колею грейдер при подготовки трассы засыпал рыхлым грунтом. Издали отрезок выглядел довольно ровным, но на деле здесь вполне можно было зарыться. Если готовиться заранее, этого не произойдёт: всё, что нужно, это достаточно разогнаться, включить третью передачу и держать обороты повыше. В этом случае трудный участок без проблем преодолевался сходу, в чём я и убедился. Кстати, коробка здесь восьмиступенчатая, «кочерга» с рычажком демультипликатора, но уже без флажка делителя.

А особенно порадовало, что гружёный самосвал (в кузове – 16 тонн!) мгновенно выходит из глубокой колеи, повинуясь небольшому движению руля. Да и ехать по высоким буграм между колеями, точно выдерживая нужную траекторию, оказалось ничуть не труднее, чем по накатанным колеям.

Но один из водителей решил поэкспериментировать, и вопреки советам инструктора включил как раз на середине того самого рыхлого участка четвёртую передачу, попутно потеряв обороты. Самосвал забуксовал и остановился. Впрочем, выбраться оказалось несложно. Для этого потребовалось сделать лишь две вещи: включить межосевую блокировку и немного сдать назад, чтобы бугорки, образовавшиеся перед колёсами при буксовании, можно было преодолеть не с места, а сходу. Кстати, при включении передачи заднего хода гаснет панель приборов, что не позволяет перепутать её с первой передачей даже в спешке.

В целом же, основной особенностью грузовиков Scania, выставленных на тест, единодушно отмеченной всеми его участниками, оказалась лёгкость управления: машины послушны, и все их реакции на действия водителя прогнозируемы.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий